Просвещаемся, товарищи=)

Катана (яп. 刀) — изогнутый японский меч, появивишийся в конце 14-го века в Японии и получивший распространение в 15-ом веке. Катана эволюционировала из японского меча тати как оружие пешего воина и в период Эдо окончательно обрела статус главного оружия самурая. Обычно длина рукояти и лезвия катаны колебалась в зависимости от эпохи. В период Эдо усреднённые данные катаны были: клинок около 70 см, рукоять около 25 см. В отличие от тати катана не носилась на перевязи лезвием вниз как сабля, а затыкалась за пояс лезвием вверх, дабы извлечение меча и первый удар в случае надобности могли быть произведены без задержки. Наряду с коротким мечом вакидзаси, катана входила в носимый комплект вооружения самураев, известный как пара мечей дайсё.
Японские мечи хранили на специальной подставке — Катанакакэ. Рукоять обтягивали кожей ската, акулы или другим материалом и оплетали шёлковым шнуром. Существуют десятки способов оплётки. Самые древние катаны, сделанные мастером, также как и ножны для катаны, украшались орнаментом и передавались из поколения в поколения как семейная реликвия. Особенно ценятся катаны, на которых есть «мэи» — подпись с именем кузнеца, часто дополненная годом изготовления и названием провинции. Однако даже на самых ценных клинках, создание которых эксперты приписывают известным мастерам, «мэи» часто отсутствует.
Рукоять катаны имеет длину в 3,5 кулака. Рукоять обтягивают кожей ската или другим материалом, с последующей обмоткой шнуром, с тем чтобы она не скользила в руках.
Хамон — узкая линия, выделяющаяся цветом, разделяющая закалённую (якиба) и не закалённую часть клинка. У катаны различается несколько десятков типов хамонов, обычно выглядящих как волны. Однако известно, что многие из высокоценных клинков имели простой линейный хамон.

* Примыкающее к цубе украшение, кольцо, упрочняющее ручку (муфта) — Фути (Fuchi),
* Шнур — Ито (Ito),
* Лезвие — Ками,
* Верхнее кольцо (головка) рукояти — Касира (Kashira),
* Вход в ножны — Коигути (Koiguchi),
* Оконечность ножен — Кодзири (Kojiri),
* Петля для завязок — Куриката (Kurikata),
* Бамбуковый клин для фиксации клинка в рукояти — Мэкуги (Mekugi),
*
* Украшение на рукояти под (или над) оплеткой — Мэнуки (Menuki),
* Хвостовик — Накаго,
* Завязки — Сагэо (Sageo),
* Кожа ската на рукоятку — Самэ (Same),
* Ножны — Сая (Saya),
* Прокладка между гардой и кольцом (шайба) — Сэппа (Seppa),
* Клинок — Тосин,
* Гарда — Цуба (Tsuba),
* Рукоять — Цука (Tsuka),
* Оплётка — Цукамаки,
* Муфта для фиксации меча в ножнах — Хабаки.

Обычно лезвие катаны являлось многослойным, то есть, оно состояло из двух или нескольких сортов стали, которые различались между собой главным образом содержанием углерода. Сырьём для изготовления катаны (как, впрочем, и любого другого японского меча) было «тамахаганэ», кричное железо, изготовленное в печи татара. Кузнец разделял куски тамахаганэ по содержанию углерода и сваривал их вместе. Готовые бруски стали с различным содержанием углерода служили исходным материалом для клинка катаны.
Чтобы сделать сталь однородной по распределению углерода и выжечь вредные примеси (сера, шлак, фосфор), брусок стали проковывался, складывался пополам и снова проковывался, пока после полдюжины (или больше) таких «складываний» кузнец не получал однородный блок стали. Самый простой и распространённый дизайн многослойного клинка назывался «ко-бусэ»; высокоуглеродистая заготовка расковывалась вдоль буквой «U» в которую вкладывалась низкоуглеродистая заготовка. В зависимости от школы могли присутствовать ещё полосы среднеуглеродистой стали по наружным бокам. После этого заготовку больше не складывали. Путём кузнечной сварки заготовки превращались в один стальной блок, которому придавалась форма меча.
Для закалки клинка на него наносилось специальное покрытие на основе глины, с таким расчётом, чтобы режущая кромка не была им покрыта, или же была покрыта тонко. Этим самым достигалась зонная закалка меча — при закалке в воде лезвие охлаждалось быстрее и образовывалось больше мартенсита. По бокам из-за глиняного покрытия охлаждение происходило гораздо медленнее, и тем самым в них оставалось больше аустенита. Режущая кромка же образовала стабильную модификацию мартенсита, а сердцевина меча имела вследствие своего малого содержания углерода преимущественно ферритные структуры. Таким образом, клинок катаны имел очень твёрдое лезвие, упругий корпус, пружинивший при нагрузке, и мягкую сердцевину, которая гасила внутренние напряжения материала при изгибах и ударах.

После изготовления клинок катаны полировался отдельными специалистами и вставлялась в оправу. Часто перед передачей его заказчику (или же самим заказчиком) проводилась тестовая рубка. Хотя в качестве пробного материала в средневековой Японии иногда и брались живые люди или трупы, чаще всего тестовая рубка «тамэсигири» проводилась на связанных циновках из соломы и зелёном бамбуке. Проводилась она специалистами, так как неумелый удар с непривычки к новому мечу (каждая работа кузнеца была индивидуальна) мог повредить лезвие.
http://i061.radikal.ru/1002/5a/91bf4803d8b4.jpg
http://s56.radikal.ru/i153/1002/55/5a6f9601bf71.jpg
http://i077.radikal.ru/1002/3f/72439b6b3b6c.jpg

Изготовление катаны состоит из множества этапов и может длиться до 6 недель . В начале куски стали сорта тамахаганэ складывают вместе , заливаются глинистым раствором и посыпаются золой . Это необходимо для удаления из металла шлака , который в процессе плавления выходит из него и впитывается глиной и золой . После этого куски раскаляют , чтобы дать им соединиться друг с другом . Затем полученный блок проковывают молотом : его расплющивают и складывают , затем это повторяют ещё раз ( и так до 12 раз ) . Таким образом углерод распределяется равномерно в заготовке , благодаря чему твёрдость клинка в каждом участке будет одинаковая . Далее в блоке из тамахаганэ требует добавить более мягкую сталь , чтобы меч не сломался при больших динамических нагрузках . В процессе ковки , длящейся несколько дней , блок вытягивается в длину . После этого наносится слой жидкой глины для предотвращения перегрева и окисления . На режущей части клинка формируется рисунок - хамом . Далее следует закалка : меч раскаляется и быстро охлаждается , вследствие чего атомная структура кристаллизуется и меч приобретает чрезвычайную твёрдость .
http://s001.radikal.ru/i194/1002/1d/8626917fbeab.jpg

Катáна (яп. 刀?) — длинный японский меч (дайто:). В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского слова 刀; китайское чтение (онъёми) звучит то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком». По форме катана напоминает саблю, однако рукоять у него не загнута в противоположную от лезвия сторону, как у классической сабли. Наиболее существенное отличие катаны от сабли заключается в технике его использования: это может быть как одноручный, так и двуручный захват (с преобладанием последнего), в то время как стандартная сабля держится одной рукой и потому требует использования иной техники боя.

Катана и другие японские мечи хранили на специальной подставке - Катанакакэ.
http://s001.radikal.ru/i194/1004/f1/16c4a8e0e62d.jpg
Дайто – (яп. «дай» - большой, «то» - меч) это основное оружие самурая. Именно образ дайто возникает, когда говорят о мече самурая. Длина лезвия дайто составляла от 2 до 3 сяку (60,6 – 90,9см).

Это общее название самого древнего типа мечей. Характерными особенностями тёкуто (который и переводится с японского как «прямой меч») был прямой клинок и односторонняя заточка. Наиболее распространенными были два вида тёкуто: кадзути-но-цуруги (меч с молотовидной головкой) имел эфес с овальной гардой, оканчивающийся медной головкой в форме луковицы, а кома-но-цуруги («корейский меч») имел эфес с головкой в форме кольца. Длина мечей составляла 0,6-1,2 м, но чаще всего была 0,9 м. Меч носили в ножнах, покрытых листовой медью и украшенных перфорированными узорами.

Тати – меч конных воинов и пеших «офицеров», а также он был частью парадного костюма. Ножны тати украшали мехом кабана, медведя, тигра и других животных, что можно наблюдать на многих старинных гравюрах.

Тати имеет больший, чем, например, катана, изгиб, и точка прогиба находится ближе к цубе, в отличие от катаны, прогиб которой расположен ближе к середине клинка. Также тати имеет характерную форму рукояти – она изогнута вверх. В некоторых экземплярах она прямая, но имеет излом в районе цубы. Таким способом компенсировалась почти прямая форма лезвия самых ранних мечей. Такая форма рукояти, без сомнения, была заимствована от древнего меча варабитэ-то.

В отличие от катаны, дотануки имел усиленное строение - широкое и более толстое лезвие, а также немного удлиненную по сравнению с катаной рукоять. За счет более мощного клинка с помощью дотануки можно было легко разрубить самурая в доспехах. Так как дотануки – оружие скорее военное и не предназначенное для появления на людях, его редко украшали.

Общее название мечей серийного производства, которые были на вооружении японской армии с 1876 по 1945 год.

Кю-гунто – ранние гунто, смонтированные в европейском стиле (с сабельной гардой и рукоятью, в металлических ножнах).

Син-гунто – новые армейские мечи периода Второй мировой войны, смонтированные как тати, в металлических ножнах.

Кай-гунто – мечи личного состава военно-морских сил периода Второй мировой войны, смонтированные как тати, в деревянных ножнах.

Короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Длина клинка — от 30 см до 60 см. Общая длина 50—80 см. Вакидзаси похож по форме на катана. Его носили в паре с катана, затыкая за пояс лезвием вверх.
В паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча.

Немного укороченная катана, но уже и не вакидзаси. Могла носиться в ножнах не своего размера, а чуть большего - от катаны. Это делалось для того, чтобы ввести противника в заблуждение относительно времени, которое потребуется на то, чтобы извлечь ее из ножен. Также за счет своих размеров тизакатана была более маневренна в бою

Клинок для скрытого ношения. Один из наиболее любимых кинематографом видов японского оружия. Сикомидзуэ можно видеть в фильме Такеси Китано "Затоичи". Именно с таким клинком странствовал главный герой, молниеносно выхватывая его при первых признаках опасности. Внешне сикомидзуэ представлял собой трость из дерева или из бамбука, внутри которой был спрятан клинок. Как правило, он был прямой формы или с очень незначительным прогибом, повторяя форму трости.